?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Недавно я узнал об интересном эксперименте, проведенном Дидье Дезором, исследователем лаборатории биологического поведения университета Нанси. С целью изучения плавательных способностей крыс он поместил в одну клетку шесть зверьков. Единственный выход из клетки вел в бассейн, который необходимо было переплыть, чтобы добраться до кормушки с пищей.

В ходе эксперимента выяснилось, что крысы не плыли вместе на поиски пищи. Все происходило так, как будто они распределили между собой социальные роли: были два эксплуататора, которые вообще никогда не плавали, два эксплуатируемых пловца, один независимый пловец и один не плавающий козел отпущения.

Процесс потребления пищи происходил следующим образом. Две эксплуатируемые крысы ныряли в воду за пищей. По возвращении в клетку два эксплуататора их били до тех пор, пока те не отдавали свою еду. Лишь когда эксплуататоры насыщались, эксплуатируемые имели право доесть остатки пищи.
Крысы-эксплуататоры сами никогда не плавали. Чтобы наесться досыта, они ограничивались тем, что постоянно давали взбучку пловцам. Автоном (независимый) был довольно сильным пловцом, чтобы самому достать пищу и, не отдав ее эксплуататорам, самому же и съесть. Наконец, козел отпущения, которого били все, боялся плавать и не мог устрашать эксплуататоров, поэтому доедал крошки, оставшиеся после остальных крыс. То же разделение — два эксплуататора, два эксплуатируемых, один автоном, один козел отпущения — вновь проявилось в двадцати клетках, где эксперимент был повторен.

Чтобы лучше понять механизм крысиной иерархии, Дидье Дезор поместил шесть эксплуататоров вместе. Крысы дрались всю ночь. Наутро были распределены те же социальные роли: автоном, два эксплуататора, два эксплуатируемых, козел отпущения.
Такой же результат исследователь получил, поочередно поместив в одной клетке шесть эксплуатируемых крыс, затем шесть автономов и шесть козлов отпущения. В результате выяснилось: каков бы ни был предыдущий социальный статус индивидуумов, они всегда, в конце концов, распределяют между собой новые социальные роли.

Исследователи университета Нанси продолжили эксперимент, исследуя мозг подопытных крыс. Они пришли к неожиданному на первый взгляд выводу, что наибольший стресс испытывали не козлы отпущения или эксплуатируемые крысы, а как раз наоборот — крысы – эксплуататоры.
Несомненно, эксплуататоры очень боялись потерять свой статус привилегированных особей в крысином стаде и очень не хотели, чтобы однажды их самих вынудили работать.

После того, как прочел этот текст, я задал себе вопрос – « А далеко ли мы ушли от крыс?». На втором курсе института меня забрали в армию, отправили выполнять почетный долг в стройбат в Кострому. Там обстановка была достаточно напряженная, была и дедовщина, и национальные конфликты. Иногда создавалось ощущение, что над нами проводится какой-то опыт. Чем же мы все-таки отличаемся от крыс, тем, что у нас есть культура и мораль. Когда меняются жизненные условия в худшую сторону, то культурные ценности ослабевают, мораль стирается, а люди начинают вести себя крайне жестоко…

Comments

( 83 комментариев — Комментировать )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
v_ea
Feb. 25th, 2013 11:23 am (UTC)
интересный опыт.
livejournal
Feb. 25th, 2013 11:26 am (UTC)
Эксперимент Дидье Дезора...
Пользователь vsegda_nata сослался на вашу запись в записи «Эксперимент Дидье Дезора...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Эксперимент Дидье Дезора... [...]
livejournal
Feb. 25th, 2013 11:26 am (UTC)
Эксперимент Дидье Дезора...
Пользователь dargo_magomed сослался на вашу запись в записи «Эксперимент Дидье Дезора...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Эксперимент Дидье Дезора... [...]
den_axa
Feb. 25th, 2013 11:29 am (UTC)
животные инстинкты человеку всегда ближе. Чтобы им следовать усилий не требуется, нужно просто идти на зов природы.
viktor_ch
Feb. 25th, 2013 11:29 am (UTC)
Не в том вопрос, насколько далеко мы ушли от крыс.
А в том, что есть совершенно объективные законы распределения социальных ролей в животном мире.
Всегда будут эксплуататоры-элита, работяги-быдло, отбросы-БОМЖи и диссиденты.
Причём, мне думается, что если бы крыс было не шесть, а более, например, 7 или 8, то вряд ли бы увеличилось количество элиты, и тем более - диссидентов.
Все "лишние" крысы оказались бы в двух других категориях - трудяги и БОМЖи.
livejournal
Feb. 25th, 2013 12:00 pm (UTC)
Эксперимент Дидье Дезора...
Пользователь kapitan_urus сослался на вашу запись в записи «Эксперимент Дидье Дезора...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Эксперимент Дидье Дезора... [...]
docogo
Mar. 3rd, 2013 09:57 am (UTC)
Re: Эксперимент Дидье Дезора...
Мы и не сможем уйти далеко от крыс, биологические программы никакими навыками не запретить. Их можно только спрятать.
Собственно об этом нам рассказывает наука этология.
free_as_freedom
Feb. 25th, 2013 12:01 pm (UTC)
Интересно, почему в опыте использовались всего 6 крыс? Размеры стай могут быть разными, возможно, выявились бы какие-то новые роли.
a_ryz
Feb. 25th, 2013 12:56 pm (UTC)
больше шести крыс
Читаем дальше:
Опыт был продолжен в большой клетке, куда посадили 200 особей. Крысы дрались всю ночь. Утром трех крыс, с которых содрали шкуру, нашли распятыми на сетке. Мораль: чем больше в крысином стаде численность населения, тем больше крысиная элита проявляет жестокости по отношению к эксплуатируемым и козлам отпущения.

В то же время проявились некоторые отличия: в большой клетке крысы – эксплуататоры создали иерархию своих заместителей, чтобы с их помощью навязывать свою власть другим крысам и даже не утруждать себя непосредственно террором эксплуатируемых крыс и козлов отпущения.
kogeen
Feb. 25th, 2013 12:04 pm (UTC)
Да. Все правильно. У людей клетка это армия, тюрьма, а за частую просто группа людей собранная в одном месте и вынужденная какое-то время общаться только друг с другом.
kogeen
Feb. 25th, 2013 12:06 pm (UTC)
Кстати, я слышал, что подобный стресс испытывают и руководители в рабочих коллективах, особенно в период dead-line ))
ogogo_hi
Feb. 25th, 2013 12:17 pm (UTC)
Еще было бы интересно посмотреть какие роли и их пропорции возникали бы при увеличении числа крыс от 1 до 100.
lazar
Feb. 25th, 2013 12:18 pm (UTC)
А что говориться об уровне стресса у "несогласных с режимом"?
navimann
Feb. 25th, 2013 12:42 pm (UTC)
В СССР такой эксперимент провели на людях. Опущенных отправили в одну колонию. Они там установили такой же режим, как в других тюрьмах, но еще более жесткий, чем тот, из которого они вышли.

Вы побольше почитайте о поведении животных и перестанете удивляться. Таг - "зоопсихология", к примеру.

Edited at 2013-02-25 12:53 pm (UTC)
alexanderpenza
Feb. 25th, 2013 12:54 pm (UTC)
Лучше быть автономом. Только по этой причине в армии я пошёл в учебку на сержанта.
rina_grant
Feb. 25th, 2013 01:26 pm (UTC)
Жизненно и поучительно :) Большое спасибо!
marina_herriott
Feb. 25th, 2013 01:29 pm (UTC)
Поведение человека в большей мере, как я считаю, определяется системой.
Хорошо об этом коротко и убедительно рассказал психолог Филипп Зимбардо: Как обычные люди становятся чудовищами... или героями: http://marina-herriott.livejournal.com/148629.html
moguletaty
Feb. 25th, 2013 02:38 pm (UTC)
<Поведение человека в большей мере, как я считаю, определяется системой.>

Ну, к примеру, англосаксонскую систему мы все знаем. В Северной Америке англосаксы за три века истребили порядка тридцати миллионов непокорных индейцев, остальных загнали в резервации, а для работы на плантациях и шахтах, три века подряд ввозили рабов с Африки. Тоже десятки миллионов погибших - в процессе отлова, перевозки за море и дичайшей сверхэксплуатации на месте. Сами же народы Западной и Центральной Африки были откинуты в каменный век, их зачатки государственности и технологического уклада того времени были полностью уничтожены. Та же политика англосаксов продолжается и теперь, но замаскированная маской "толерантности и демократии".
uratino
Feb. 25th, 2013 01:39 pm (UTC)
Мы - одна команда
Хостинг файлов
livejournal
Feb. 25th, 2013 02:07 pm (UTC)
Эксперимент Дидье Дезора...
Пользователь marina_herriott сослался на вашу запись в записи «Эксперимент Дидье Дезора...» в контексте: [...] Originally posted by at Эксперимент Дидье Дезора... [...]
uratino
Feb. 25th, 2013 02:21 pm (UTC)
социальные роли у людей
Роман Иванович , извините за нескромность.
Вот Вы служили в армии в стройбате в Костроме.
Ужас в общем-то (с точки зрения обывателя).
Не правда ли?
И какую если честно социальную функцию больше всео Вам там пришлось исполнять?
Экспуататора , эксплуатируемого, автонома или извините - козла ?
Или - всё вместе по очереди? ))))
Или всё одновременно? ))))))))))))))))

Вот кстати - любопытный случай иерархии - три эксплуататора и сто козлов отпущения.Любопытно.И это - не крысы , а HOMO SAPIENSы
http://youtu.be/6nU8GcCHjww
А Вас в жизни было нечто подобное? (Прада Вы уже немного обмолвились на эту тему).

Кстати а как бы Вы сами определили свою собственную социальну юроль в настоящее время?
Автоном?
Эксплуатируемый?
Или извините - эксплуататор?
Ведь Вам очевидно известна расхожая точка зрения о том , что все банкиры это - социальные паразиты?
Согласны?
Что Вы сами думаете по этому поводу если не секрет?
medosbor
Feb. 25th, 2013 03:11 pm (UTC)
Re: социальные роли у людей
Сколько раз видел ссылку на эти эксперименты... В половине случаев люди тыкали пальцем как на прикол. В половине доказывали таким образом справедливость общественного устройства, в котором есть эксплуататор и подчиненный. Мало кто замечал, что:
1. Условия эксперимента далеки от естественной жизни, искажены. (А в искаженных условиях добивались и того, что невинная голубка могла голубка не просто насмерть заклевать, а убить и освежевать своим тоненьким клювиком, но это не говорит о том, что голуби крайне жестокие животные.)
2. То, что такое есть, не означает, что это хорошо. На то и разум человеческий, чтобы стремиться к освобождению, в том числе и от довлеющего биологического.
+100500 - uratino - Feb. 25th, 2013 04:58 pm (UTC) - Expand
elen_mur
Feb. 25th, 2013 03:09 pm (UTC)
да...крысы вообще очень умные...показательный эксперимент, на людях даже можно не проверять
livejournal
Feb. 25th, 2013 03:37 pm (UTC)
Эксперимент Дидье Дезора...
Пользователь gregbar сослался на вашу запись в записи «Эксперимент Дидье Дезора...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Эксперимент Дидье Дезора... [...]
livejournal
Feb. 25th, 2013 04:17 pm (UTC)
Эксперимент Дидье Дезора...
Пользователь teofil сослался на вашу запись в записи «Эксперимент Дидье Дезора...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Эксперимент Дидье Дезора... [...]
livejournal
Feb. 25th, 2013 04:56 pm (UTC)
Эксперимент Дидье Дезора...
Пользователь sharlo сослался на вашу запись в записи «Эксперимент Дидье Дезора...» в контексте: [...] Оригинал взят у в Эксперимент Дидье Дезора... [...]
baksima
Feb. 25th, 2013 05:58 pm (UTC)
порадовал тэг "для настроения", ну теоретически теперь каждый может завести по 6 крыс и брать у них мастер-классы, вот не сказали Крысы были Женщинами, мужчинами или это был смешанный коллектив
ulya_borodulina
Feb. 25th, 2013 05:58 pm (UTC)
да...))) Интересно, а как бы распределились роли, если бы было меньше 6 крыс? 2, 3, 4? А как вели бы себя другие животные?...
3000top
Feb. 25th, 2013 07:03 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 83 комментариев — Комментировать )
what say?
avdeev_roman
Роман Авдеев
Личный сайт

Календарь

July 2015
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com