Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Category:

Микеланджело и абстрактное искусство. Или неожиданная ассоциация.

Во время прошедших новогодних каникул я опять посетил Турин. Мне нравится этот город, я люблю в нем бывать, а тут еще случился День музеев.)) Не воспользоваться таким случаем было бы преступлением, и я решил зайти в музей, в котором представлены наброски Микеланджело.


Особое внимание я обратил на Мадонну, кормящую младенца. Совершенно неожиданно у меня возникло такое впечатление, что художник изобразил как бы реальные, но в то же время абстрактные фигуры (несмотря на детальную прорисованность мышц и сухожилий), которые ассоциируются у меня с произведениями абстрактного (беспредметного) искусства.
Эти фигуры, созданные Микеланджело, как будто бы ничего не изображают, а имеют ценность как некие первичные формы, наподобие идей.
По-моему, это весьма похоже на супрематические картины Казимира Малевича, в которых представлены самоценные предельные геометрические формы. А также на абстрактные геометрические композиции Пита Мондриана.


Я также вспомнил трактат Василия Кандинского «О духовном в искусстве», его поиски равновесия между реальностью и абстракцией, его мысли о том, что между материальным (конкретным) и духовным (абстрактным) – бесконечное число форм, где получает перевес то одно, то другое начало, а органическая (предметная) и абстрактная составные части формы могут гармонировать и контрастировать, создавая то, что Кандинский называл «духовным аккордом».

Вполне возможно, что у другого человека возникнут иные ассоциации, даже противоположные в сравнении с моими, и он увидит в фигурах Мадонны и младенца не скульптурную определённость безукоризненных форм, а трогательный и сентиментальный сюжет. Пытаясь для себя аргументировать эти мои неожиданные эстетические ассоциации, я просмотрел кое-какие источники и исследования эпохи Ренессанса и нашёл нечто, подтверждающее мои мысли. Впрочем, как я увидел, это касается не столько Микеланджело как художника, скульптора, сколько той культурной ситуации, в которой он жил и творил.

Кое-что может сказать тот факт, что Микеланджело был одним из руководителей основанной во Флоренции в 16 веке Академии изящных искусств (Accademia delle Arti del Disegno). Это был весьма значимый для западной цивилизации период перехода художников из ремесленных гильдий в академии. В рамках этих академий одной из доминирующих была ориентация на воссоздание, визуализацию идей. Существует авторитетная точка зрения, согласно которой в эпоху Ренессанса античность в чём-то возрождалась, а в чём-то получала совершено новую интерпретацию.

Это касается и нового прочтения Платона. Платон, как известно, проводил принципиальную грань между чувственным и умопостигаемым. Идеи – трансцендентны по отношению к сознанию человека. Их, к тому же, нельзя видеть в смысле чувственного восприятия, их можно «видеть» духовно, а с рациональной точки зрения – их можно только мыслить. В качестве способа видеть идеи Платон приводит геометрию, суть которой не в чертежах, не в нарисованных, но в умозрительных (невидимых) фигурах, которые, как умозрительные сущности, созерцаются вне чувственных форм.

Эрвин Панофский (американский искусствовед немецкого происхождения), известный и признанный во всём мире исследователь эстетики и искусства Ренессанса указывал на неоплатоническую основу творчества Микеланджело, который, как полагает исследователь, прибегал к неоплатонизму в поисках зримых символов человеческой жизни.

Панофский говорит также о том, что с неоплатонизмом (прежде всего, с учением знаменитого флорентийского философа неоплатоника Марсилио Фичино) Микеланджело познакомился ещё в детстве и воспринял неоплатонизм не как модную в то время философскую систему, а как метафизическое обоснование собственной личности. Одной из доминант здесь являлось платоническое и неоплатоническое представление о нереальности, иллюзорности земной жизни.

Мне было интересно узнать о том, что существенным новшеством, привнесённым деятелями Ренессанса, новшеством, искажающим теорию идей Платона, было представление о возможности чувственного созерцания идеи. Платоновская теория идей в эпоху Ренессанса была существенно трансформирована, что непосредственно сказалось и на художественной практике. Художник стал представляться как визионер, способный в своей душе созерцать идеи и выражать их.

Очень популярным теоретическим рассказом (и даже анекдотом) Ренессанса была история о древнегреческом художнике Зевксисе, который, работая над портретом Елены, привлёк для этого пять натурщиц. Об этом писали многие. Я нашёл этот рассказ у известного деятеля эпохи Ренессанса, итальянского архитектора Альберти:
"Зевксис, выдающийся и опытнейший из числа прочих живописцев, перед тем как написать картину, которую он выставил в храме Луцины в Кротоне, не понадеялся безрассудно на свой талант, как все нынешние художники, но полагал, что невозможно найти в одном теле все те красоты, которые он искал, ибо природа не наделила ими одно тело, - и вот он из всей молодёжи этого края избрал пять самых красивых девиц, чтобы заимствовать у них все красоты, которые хвалят в женщине".

Реальные, взятые художником с натуры фрагменты тел соединяются на картине в надиндивидуальную абстрактную красоту. Реальные натуры здесь дематериализуются. Можно задать вопрос: чей же, собственно, портрет написал Зевксис? Попробую выразиться на языке эстетики: по-моему, здесь имеет место процесс соединения материальности, конкретности с абстрактностью платонических идей.

Итальянский писатель Бальдассаре Кастильоне в своём трактате «О придворном», одном из самых знаменитых и влиятельных сочинений итальянского Возрождения, очевидно, совершенно определённо говорит, как платоник, о возможности и ценности созерцания абстрактной красоты человеческого тела:
«Это случится, когда тесную связь созерцаемой красоты с отдельным телом он будет считать помехой; когда, выйдя за столь тесные границы, мысленно добавит к созерцаемой красоте столько украшений, что создаст универсальное представление и сведёт множество красок к единой, разлитой в человеческой природе. Тогда он будет созерцать не особую красоту какой-нибудь дамы, но всеобщую, украшающую все тела…»

Нечто подобное мы можем найти у Альбрехта Дюрера, который рекомендует «…брать размеры у многих живых людей. Но выискивай для этого людей, которые считаются красивыми, и прилежно зарисовывай их. Понимающий человек может собрать хорошее для всех частей и членов у многих различных людей, ибо редко можно найти человека, который имел бы хорошие пропорции всех членов, у каждого есть свой недостаток».

Очевидно, эта имперсональность позволяет художнику создать образ женщины вообще, мужчины вообще, человеческого тела вообще, живого организма вообще. Здесь, скорее, получатся не столько реальные люди, сколько некие архетипы и модели.

Я, конечно, не искусствовед и не эстетик, но, по-моему, можно говорить о самой тесной и непосредственной связи абстрактного и классического искусства. Согласно Платону, видимый мир есть лишь подражание, причём во многом несовершенное, идеям (моделям, образцам). Правда, Платон считал также, что изобразительное искусство по преимуществу является ещё более несовершенным подражанием идеям, чем природа. Но вот художники Ренессанса видели в искусстве сферу, в которой образ совершенным образом подражает идее.
Здесь, по-моему, отчётливо ощутим разрыв между миром реальным и идеальным. Что же касается картин Малевича, Кандинского, Мондриана, то в них разрыв между идеальным и реальным виден просто-напросто гораздо более отчётливо и наглядно.

Согласитесь со мной?

Tags: искусство, культура, мне нравится, философия жизни
Subscribe

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…