Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Category:

Возможен ли переход РПЦ на новый стиль?

"Западное", или как еще у нас часто принято говорить, "католическое" Рождество прошло в России почти незаметно. Это связано с тем, что католиков и протестантов в России немного. Русская Православная Церковь живет по Юлианскому календарю - так что нам до "старостильного" 25 декабря и праздника Рождества еще целых две недели.

Между тем, абсолютное большинство христиан мира встретило Рождество Христово 25 декабря по Григорианскому календарю. Однако праздник Рождества Спасителя мира вчера отметили не только наши западные собратья, но и значительная часть православных христиан. Ведь большинство Поместных Православных Церквей мира в течение ХХ века перешли на так называемый Исправленный Юлианский календарь, сочетающий в себе новый стиль с Пасхалией, исчисляемой по прежнему Юлианскому календарю.

Старого стиля сегодня придерживаются только Русская, Сербская, Грузинская и Иерусалимская Церкви, а также монастыри Святой Горы Афон. Есть старостильные приходы и в ряде Поместных Православных Церквей, перешедших на новый календарь. Но в некоторых из них его введение спровоцировало т.н. старостильные расколы (например, в Греции и Болгарии).

Еще в сентябре 1923 г. св. Патриарх Тихон издал постановление о переходе Русской Православной Церкви на Исправленный Юлианский календарь. Мотивировалось это решение, прежде всего тем, что большинство других Поместных Церквей вслед за Константинопольской перешли на новый календарь, и, следовательно, ради единства православного мира Русская Церковь должна сделать то же самое.

В продолжение почти всего XIX века и в начале ХХ столетия в обществе постоянно поднимался вопрос о необходимости перехода Российского государства на новый календарь. Почти двухнедельная разница во времени не только противопоставляла Россию всему миру и сказывалась на политическом уровне, но и была серьезной внутренней проблемой для страны, где польские и прибалтийские губернии, а также обладавшая автономией Финляндия жили по новому стилю.

Но для Церкви после революции 1917 года вопрос календаря стал также и вопросом ее места в обществе. С переходом советской России на новый стиль Церковь, живущая по Юлианскому календарю, давала безбожной власти дополнительный повод обвинять себя в анахронизме, приверженности старорежимному порядку, антисоветских настроениях и проч.

Почему же переход Русской Церкви на Исправленный Юлианский календарь в ХХ веке так и не состоялся? Прежде всего, потому что новый стиль, как и вообще идею реформ в Церкви "оседлали" раскольники-обновленцы. Являясь для советской власти орудием борьбы с Церковью, они предельно опошлили многие важные для Церкви вопросы. Старый календарь, как и церковно-славянский язык, в такой ситуации стали символами сопротивления гонениям на Церковь и веру, знаменем верности церковной традиции и готовности к мученическому подвигу за нее.

Поэтому неудивительно, что и сегодня стоит лишь заговорить об этих вопросах, как тут же находятся "ревнители", вешающие ярлык обновленца на всякого, кто рискует поднять ту или иную злободневную тему, в том числе - вопрос о календарной реформе. Я уверен, что после этого текста меня в очередной раз запишут в ряды нео-обновленцев, модернистов и т.д. и т.п. Но сколько бы мы ни отмахивались от проблемы, она от этого не исчезнет.

Многие православные говорят о невозможности перехода с Юлианского на Григорианский календарь, в качестве одной из наиболее весомых причин они называют невозможность переноса даты празднования Пасхи. Но, как известно, все принявшие Григорианский календарь православные церкви, кроме Финляндской, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю. Таким образом, не нарушая Евангельских заветов – не опережая еврейскую Пасху.

Я считаю, что это неправильно, когда одни православные празднуют Рождество и другие праздники неподвижного круга на две недели раньше других! В связи с этим нашим паломникам и туристам в гостях у новостильных православных собратьев приходится как-то неуютно. А каково при этом духовенству разных календарных традиций сослужить друг с другом?

Но есть и другие, пожалуй, более серьезные проблемы, особенно в том, что касается не одних православных, но всех христиан в целом. Даже обычно далекие от этой проблемы политические деятели Евросоюза признают, что Христианство сегодня - самая многочисленная и при этом самая гонимая вера в мире! Каждый день мы читаем на новостных сайтах сообщения на эту тему: уволили работницу за ношение креста, отменили празднование Рождества в школе, дабы не "травмировать" учеников-мусульман, где-то обязали Церковь венчать содомитов. Христианский мир сегодня, как никогда, нуждается в консолидации, в объединении своих сил для противостояния и защиты своих законным прав.

Мне кажется, что переход всего христианского мира на единый календарь сплотит и объединит всех христиан в их противостоянии вызовам "века сего". Сегодня перед нами другие вызовы, отвечать на которые нужно адекватно, а не по шаблонной схеме. Вопрос календаря не относится к числу догматических, он не затрагивает сути Христианской веры.

Между тем, пока мы истово и бережно храним старый календарь, к нам приближается масса новых проблем. Что мы будем делать, когда разница между Юлианским и Григорианским календарями составит не 13 дней, а 14? Допустим, что в законодательство можно будет внести поправку и перенести выходной с 7 на 8 января. Но что делать с сознанием подавляющего большинства наших сограждан - не тех 5-10 %, которые регулярно посещают храмы, а тех, которые заходят в церковь от случая к случаю? Ведь почти все они привыкли к реалиям ХХ века, живут в формате нового стиля и чаще всего помнят, что Рождество отмечают 7 января, Благовещение - 7 апреля, Яблочный Спас - 19 августа, Успение - 28 августа.

Словом, я не вижу причин, по которым Русская Церковь должна и далее держаться старого стиля, и напротив, мне представляется, что для укрепления всего православного мира и для всех христиан было бы полезно унифицировать наш церковный календарь.
Tags: давайте обсудим, история, перспектива, религия
Subscribe

  • 8 июля - День семьи, любви и верности

    Сегодня в России отмечается праздник семьи, любви и верности. Это один из самых добрых и светлых дней в году. Любовь и семья – это главные и…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…

  • Поздравляю с Пасхой!

    Дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с замечательным и светлым праздником Пасхи! В нашей стране Пасха - один из самых любимых и долгожданных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • 8 июля - День семьи, любви и верности

    Сегодня в России отмечается праздник семьи, любви и верности. Это один из самых добрых и светлых дней в году. Любовь и семья – это главные и…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…

  • Поздравляю с Пасхой!

    Дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с замечательным и светлым праздником Пасхи! В нашей стране Пасха - один из самых любимых и долгожданных…