Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Category:

Аристотель: авторитет или философ?

Для меня осознанное обращение к классике всегда является поучительным. Таковым был и мой экскурс в жизнеописания Аристотеля, человека и знаменитого философа, оказавшего огромное влияние на нашу цивилизацию. Иногда бывает полезно дистанцироваться от настоящего, чтобы понять самих себя и это настоящее в определенной перспективе. 

Аристотель был из рода потомственных врачей. Известно также, что он был воспитателем Александра Македонского, которому было тогда 13 лет. В возрасте 18 лет Аристотель стал учеником Платона и был членом Академии в течение двадцати лет. Фраза из Диогена Лаэртского, где он сообщает об отношении Платона к Аристотелю, стала знаменитой: «От Платона он отошел еще при его жизни; Платон, говорят, на это сказал: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать»» .

В 335 г. до н. э. Аристотель основал в Афинах, в гимнасии с названием Ликей, свою философскую школу, которой Александр оказывал значительную финансовую поддержку. Правда, взаимоотношения этих двух знаменитых людей древности были далеко непростыми, и все же, их связывали некие духовные устремления. Аристотель следовал за Александром Македонским вплоть до индийских брахманов, а затем описал 255 типов государственного устройства. Но Аристотель до конца жизни, будучи типичным греком, не признавал варваров за настоящих людей, в отличие от Александра, который, при всем уважении к греческим традициям и культуре, признавал за варварами человеческое достоинство, считая своей исторической миссией объединить греков и варваров в одно целое.

Как и у Платона, доступ в школу Аристотеля был открыт для всех. Однако, в отличие от школы Платона, которая была создана, в сущности, ради политических целей (чтобы государством управляли философы), школа Аристотеля была ориентирована, прежде всего, на умозрение и научные исследования. Аристотель не считал, что государством должны управлять философы, а полагал, что роль философа в государстве состоит в развитии у политиков способности суждения. Жизнь же философа – иная, она посвящена созерцанию и исследованию.

Для меня бесспорно, что Аристотель – великий для своего времени ученый-исследователь, в его школе накапливались знания в самых различных областях. Можно, с точки зрения современной науки, свысока смотреть на естественнонаучные трактаты Аристотеля, но в них собрано много важных для того времени сведений о самых различных сферах природы. А если Аристотель стремился понять «замыслы», конечную цель природы, усмотреть присутствие в природе божественного начала, то здесь он был философом, и применять к его философии критерии научной критики просто бессмысленно. В трактате «О частях животных» Аристотель призывает не пренебрегать наблюдением и над теми животными, которые кажутся нам отвратительными или незначительными, ибо каждое творение достойно удивления. И здесь Аристотель приводит известные слова Гераклита: «ибо и здесь существуют боги». Священное не обязательно должно быть сосредоточено в определенном месте, вся реальность, весь мир священны. Такая настроенность способна сделать взгляд естествоиспытателя на природу если не истинным в научном смысле слова, то, во всяком случае, чутким к ее скрытым взаимосвязям.

В своем Ликее Аристотель много преподавал: утром он читал лекции для подготовленных слушателей, днем – занимался с менее подготовленными, представлявшими более широкую аудиторию. Вечером занятия посвящались наиболее доступным вопросам, в частности, риторике. Сейчас бы мы назвали это школой ораторского искусства. Это «вечернее отделение», вероятно, было весьма полезным желающим научиться анализировать сложные жизненные ситуации, включая политические, толково их формулировать и принимать по возможности разумные решения. Так что Аристотель (как и многие философы) вовсе не был далек от жизненных интересов своих сограждан.

Почему бы нам не поучиться кое-чему у древних греков? Ведь их цивилизация – основа нашей, западной. Многие сочинения Аристотеля, в частности, знаменитая «Метафизика», - не цельные теоретические изложения некоей системы, а своды записей (в том числе сделанных слушателями) курсов, прочитанных Аристотелем в разное время. Вообще, преподавание в Древней Греции было не чтением «курсов», которые слушают учащиеся, записывающие нечто в свои конспекты, как это происходит сейчас. Ведь это - просто передача информации. Преподавание в основе своей было диалогом, предполагающим непосредственную реакцию аудитории, дискуссию, критику. Никакой дискурс не способен оказать влияние на ученика без содействия с его стороны. Дошедшие до нас тексты древнегреческих философов, основавших свои школы, в том числе и тексты Аристотеля, - это зачастую подготовительные записи к лекциям, которые всегда были подвержены исправлениям, обусловленным изменениями взглядов философа, дискуссиями с членами школы, слушателями.

Преподавание, в конце концов, было лишь средством, а не целью. Для Платона диалог во время занятий был определенно важнее получаемых при этом результатов. Важным было то, что слушатели осваивали определенные способы мышления, учились управлять своими мыслями. Образовательную ценность имело именно обсуждение проблем, а не их решение. Те, кто этого не понимают, явно не понимают сути философии и, в целом, гуманитарного образования.

Имеются разноречивые сведения о самоубийстве Аристотеля (он отравил себя аконитом - ядовитым растением). С македонскими царями он оказался в ссоре, а греки готовили против него судебный процесс по обвинению в нечестии. Это самоубийство философа, если оно действительно было (кстати, самоубийства иногда практиковались в различных античных философских школах), возможно, было обусловлено определенными разумными основаниями и не было каким-то истерическим актом. Афинян – «патриотов» не устраивало критическое сознание Сократа, ну и Аристотель, по-видимому, оказался в некотором смысле Сократом. Аристотель был верен традиции, но эта вера, очевидно, была столь свободной, а не рабской, а традиция принималась настолько осознанно и критично, что это не могло устроить власти.
Мне понравились изречения Аристотеля, приведенные у Диогена Лаэртского, - изречения, которые могут характеризовать этого знаменитого философа как человека: «Его попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку»» .
«На вопрос, какую он получил пользу от философии, он ответил: «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом»» .




Tags: давайте обсудим, философия жизни
Subscribe

  • "Roman Avdeev: Moscow’s most unlikely billionaire"

    Недавно я дал интервью изданию "Euromoney". Получилась довольно интересная беседа, обсудили большой спектр вопросов - от бизнеса до…

  • Нужен ли нам сегодня культ гениев?

    Что означает сейчас это когда-то таинственное, а ныне стершееся понятие – « гений»? Нужен ли нам сегодня культ…

  • Доказал ли Кант бытия Бога?

    «Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Roman Avdeev: Moscow’s most unlikely billionaire"

    Недавно я дал интервью изданию "Euromoney". Получилась довольно интересная беседа, обсудили большой спектр вопросов - от бизнеса до…

  • Нужен ли нам сегодня культ гениев?

    Что означает сейчас это когда-то таинственное, а ныне стершееся понятие – « гений»? Нужен ли нам сегодня культ…

  • Доказал ли Кант бытия Бога?

    «Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно.…