Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Categories:

«Царство целей» Иммануила Канта

«Взор убегает вдаль весной:
Лазоревые там высоты…
Но «Критики» передо мной –
Их кожаные переплеты...
Вдали – иного бытия
Звездоочитые убранства…
И, вздрогнув, вспоминаю я
Об иллюзорности пространства»
(Андрей Белый).
(Те, кто хоть сколько-нибудь знаком с философией Канта, без труда поймут, о чем здесь речь).

Иммануил Кант – один из наиболее рационально, критично, я бы даже сказал, здраво мыслящих философов мирового масштаба. Его тексты – не самодостаточные фантастические конструкции, но – инструменты понимания и возможного решения наиболее важных для человека экзистенциальных проблем. Меня всегда привлекал критический, антидогматический стиль его философии.


Во фрагментах из тетрадей Канта есть, на мой взгляд, очень ясное представление о роли философии в системе знаний. Если у ученого, как говорит Кант, отсутствует второй, «философский глаз», этот ученый становится своего рода одноглазым чудовищем: «Я, - писал Кант, - называю такого ученого циклопом. Он – эгоист науки, и ему нужен еще один глаз, чтобы посмотреть на вещи с точки зрения других людей. На этом основывается гуманизация наук… Второй глаз – это самопознание человеческого разума, без чего у нас нет мерила величия наших знаний».

Заслуживает внимания огромный интерес Канта к явлениям природы, естествознанию. Вот лишь два факта из многих. После землетрясения в Лиссабоне Кант написал работу по теории землетрясений. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант предвосхитил гипотезу Лапласа о происхождении Солнечной системы из туманностей (знаменитая гипотеза Канта-Лапласа).

В жизнеописании Канта я встретил ряд интересных моментов, которые всегда привлекают в биографиях знаменитых людей. Гердер, который был студентом Канта, оставил о своем учителе такие воспоминания: «Его лекции носили характер приятной беседы; он говорил о каком-нибудь авторе, но думал за него сам, развивая дальше его мысли. […] Он не знал, что такое интрига… он не стремился вербовать последователей, не прилагал специальных усилий к тому, чтобы его имя было на устах у молодежи. […] … он не признавал никаких назиданий, диктовки, догм. Естественная история и жизнь природы, история народов и человека, математика и опытное знание были теми источниками, откуда он черпал свою всеоживляющую мудрость. К ним он отсылал своих слушателей; его душа жила обществом…» .

Уединенный и методично выстроенный образ жизни (рабочий день Канта начинался в 5 часов утра) Кант соединял с любовью к светскому общению. Философ, будучи общительным человеком, умел отдыхать и развлекаться и был не чужд светскости, любил играть в бильярд, в карты, однажды, по собственному признанию, возвращался домой в таком подпитии, что не мог самостоятельно найти Магистерский переулок, где он тогда жил.

Удивительно разнообразен список курсов, которые Кант, будучи преподавателем, читал студентам: логика, метафизика, этика, естествознание, математика, физическая география, механика, теоретическая физика. А когда в 1758 году Кёнигсберг стал новой административной единицей России, Кант частным образом читал для русских офицеров лекции по математике, фортификации, военному строительству, пиротехнике.

Подход Канта к преподаванию заслуживает внимания тех, кто сейчас учит студентов в вузах. Кант был недоволен, когда студенты на лекции механически записывали за ним все подряд. (Каждый из нас может вспомнить свои студенческие годы!). Он, прежде всего, стремился быть понятым. Философ читал свои лекции в расчете на слушателей со средними способностями: «Я читаю, - объяснял Кант, - не для гениев: они сами себе прокладывают дорогу, но и не для дураков; ради них не стоит напрягаться, а для тех, кто находится в середине и хочет подготовить себя к будущей работе» .

Когда «Критика чистого разума» вышла в свет, эту книгу почти не заметили. Продавалась книга так плохо, что издатель подумывал о том, чтобы пустить остаток тиража на макулатуру. (Я думаю, что сохранившиеся экземпляры первого издания этой книги должны стоить сейчас не одну тысячу долларов за экземпляр). Вот такая интересная деталь из истории шедевра мировой философской классики.

Кант четко разделял мораль и религию. При воспитании, полагал он, сначала следует пробудить моральное чувство, а затем прививать понятие о Божестве, иначе подлинная религия может затмиться предрассудками. Культура морального чувства (внутренние обязанности) должна предшествовать культуре послушания (внешние обязанности). Кант был убежден, что церковная вера может не совпадать с религией. А религиозная вера не может быть безотносительной к морали. Весьма актуальные суждения, не правда ли?

Не менее актуально и обоснование Кантом, как бы мы сейчас сказали, надгрупповой (наднациональной, надконфессиональной и т. д.) морали. Ведь во всякой групповой морали с необходимостью присутствует понятие врага и своего рода набор «доблестей» - средств борьбы с этими врагами. А иногда врагов вообще исключают из сферы разумных существ. Но – возразят - существует ли такая общечеловеческая мораль, мораль разумных существ, основанная на совершенно беспристрастном, Чистом Разуме, чисто формальном категорическом императиве? Не утопия ли это? Ведь как ни крути, но реально и сейчас в мире существуют все же те или иные групповые моральные кодексы, а, скажем, заповедь «не убий» принимается с рядом оговорок.

Однако «Царство целей», о котором писал Кант - единое космополитическое общество разумных существ, преодолевшее национальные, религиозные и иные границы, возможно, не так утопично. Глобальная экономика, всемирные коммуникации, так или иначе, подводят нас хотя бы только к осознанию того, что такое эта общечеловеческая мораль. А столь ли утопичен принцип, согласно которому каждый человек должен рассматриваться как цель сам по себе, а не как средство для кого или чего-либо (одна из формулировок категорического императива Канта)? Можно ли, со всей строгостью не принимая во внимание этот принцип, вообще всерьез говорить о правах человека?

Я убежден, что критическая, антидогматическая по своему духу философия Канта, в частности его моральная философия, может стать действенным инструментом для решения экзистенциальных, этических и иных проблем в  наступившей эпохе глобализации.
Tags: мне нравится, точка зрения, философия жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments