Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Categories:

Рациональность и здравый смысл психоанализа Фрейда...

«Naturam furca expellas, semper redibit». («Можешь природу хоть вилами гнать, она все равно вернется»). (Старое латинское изречение, приводимое Зигмундом Фрейдом в одной из его работ).

Не раз приходилось убеждаться в том, что с «моральным» высокомерием говорят о теории Зигмунда Фрейда те, кто, в общем-то, и не читал его работ. Такой человек, открыв, например, книгу Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному», будет выискивать места, где говорится о сексуальности, пропустив тем самым те великолепные остроумные выводы, которые делает Фрейд в связи со сферой смеха, комического в человеческой жизни, да и вообще – весь его виртуозный анализ механизмов остроумия.

Часто почему-то теорию Фрейда относят к «иррационализму». Но вот знаменитый последователь Фрейда Эрих Фромм называл основателя психоанализа «последним великим представителем рационализма Просвещения», который показал, однако, насколько сильно человеческий разум зависит от страстей, а также - что осознание и понимание человеком своих страстей может сделать его разум свободным.

Одна из ключевых идей, приведших Фрейда-врача к психоанализу, в общем-то, проста: психическая травма, которая ведет к неврозу, так или иначе связана с сексуальной сферой, часть которой вытесняется из сознательной психики человека. Книга «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 г., показала, что психоанализ – не просто одно из направлений психопатологии, но наука, объясняющая психическую жизнь нормальных людей. Психоанализ из узконаучной дисциплины давно уже превратился в своего рода философию человека, открытую для интерпретаций. При этом не следует мистифицировать бессознательное. Так называемое душевное «подполье» - сновидения, фантазии, нервные и психические расстройства - является оборотной стороной, двойником реальной жизни людей, их реального мира. Правда, там, в сфере двойника разрешено многое, что запрещено здесь – даже убийство. Пожалуй, можно сказать и так: сознание и бессознательное – это не два различных мира, это один и тот же мир, наш, человеческий мир.

Теория Фрейда и в сегодняшнем мире, видавшем, казалось бы, столько всяких «раскрепощений», заставляет преодолевать то лицемерие, то ложное понимание греха, которое традиционно окружает сексуальную жизнь людей. То, что является продуктом природы, не должно вызывать у нас высокомерного отвращения. Фрейд показал, что так называемые «извращения» в той или иной мере присутствуют у каждого человека. Но человек, будучи социальным существом, так или иначе, вынужден вести борьбу с самим собой, - со своей природой, своими инстинктами. Самым показательным примером здесь может быть, пожалуй, «комплекс Эдипа», который, по словам Фрейда, как ни одно другое открытие психоанализа, вызвал множество гневных возражений.

Пожалуй, нет такой школы в психологии, которая оказала бы столь сильное влияние на искусство, как психоанализ. У Фрейда есть очень интересные и остроумные работы по искусству. В них нет претензий на открытие тайны искусства, речь только о психических механизмах художественного творчества и восприятия. При этом, что интересно, псевдопоследователи Фрейда нагородили сотни страниц бессмысленных теорий, примитивно сводя все к инстинктивным побуждениям. (По этому поводу Герман Гессе написал статью «Психология недоучек»). Такие «психоаналитики», например, утверждали, что Шекспир и Достоевский потому не стали преступниками, что изображали преступников в своих произведениях и таким образом изживали свои преступные наклонности. Или: если художник пишет портрет своей матери, здесь налицо сублимация вытесненного инцестуозного желания, если же он пишет прекрасного юношу, значит, он непременно гомосексуальной ориентации. Этим «объяснение» художественного произведения заканчивается. Действительно, таким «исследователям» незачем интересоваться тонкостями индивидуальной биографии художника, для них априори все ясно.

В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд писал: «Мне кажется, что вопрос судьбы рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий первичный позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей» . Если человек, скажем, увлеченно занимается в тренажерном зале, его физическая сила (годная и к насилию) тратится, обращаясь в своего рода физическую эстетику. Почему выходной день в деревне заканчивается дракой? Накопленная вследствие действия алкоголя энергия находит свою необузданную реализацию. Домашние ссоры часто возникают в выходные и праздничные дни, когда психическая энергия растрачивается не так интенсивно и целесообразно, как в рабочие. Все, кто занимается альпинизмом, знают, что ненависть, зависть, честолюбие, тщеславие на вершинах гор испаряются, люди чувствуют себя родными по духу, возникает совершенно иное ощущение жизни. Нет ничего зазорного в том, чтобы сказать, что во всем этом принимает участие сублимированная энергия примитивных инстинктивных влечений человека, в том числе грубой физической силы и агрессии. Впрочем, как и творчество не происходит без сублимирования эротики, которая способна генерировать высокие творения.

Когда мы по какому-то пустяку приходим в ярость, мы можем и не осознавать, почему мы таким образом реагируем на незначительный импульс. Иногда какое-нибудь малейшее и безобидное замечание может сильно нас задеть. В этих случаях психоанализ исследует бессознательные (неосознаваемые) душевные движения - «бессознательность душевных процессов», как об этом говорил Фрейд.

Мы с осторожностью говорим со своими детьми «про это»: «нашли в капусте», «принес аист». Мы часто избегаем откровенного разговора с ними на эти темы, при этом сами являясь причиной вытеснения их детской эротики. Конечно, здесь необходима мера этой откровенности, которая не может быть общей для всех и должна учитывать индивидуальные особенности ребенка. Но что мы, родители, делаем для того, чтобы эта неукротимая энергия (включающая и антисоциальные наклонности) ребенка обрела, так сказать, благородное и разумное направление? Этот вопрос задаю я сам себе и понимаю, что тренажерный зал, спорт не решат всех этих проблем.

Фрейд, конечно, не изобрел бессознательное, но открыл его, гениально выразив его на языке психологической теории. Правда, философы, художники задолго до Фрейда делали предметом своих размышлений то, что мы сейчас называем бессознательным. Для меня было неожиданным, насколько Николай Гоголь в некотором смысле близок Фрейду, когда, он пытался объяснить и публике, и актерам замысел своего «Ревизора»: «Как бы то ни было, но всякая страсть, всякая низкая наклонность наша все-таки хочет сыграть сколько-нибудь благородную роль, принять благородную наружность и только под этой личиной пробирается нам в душу, потому что благородная наша природа и не допустит ее к себе в бесстыдной наготе». Наши страсти предстают перед нами не собственной персоной, а в некоей личине. Такой «театр» позволяет порокам сохраняться в душе человека. Весьма похоже на теорию Фрейда: сознание, так или иначе, маскирует подсознание, не допуская его прямого выражения. Однако Фрейду, несомненно, принадлежит заслуга открытия позитивной сублимирующей роли такого душевного «театра».

Хотелось бы обратить внимание и на еще одну сторону дела. Возможно, если наступила бы тотальная десублимация, все в душе человека подверглось бы тотальному осознанию, бессознательное нейтрализовалось бы принципом реальности и восторжествовала бы мелкобуржуазная проза жизни («все это лишь фантазии»), - возможно, жизнь людей стала бы значительно беднее, она стала бы плоской. Ведь бессознательное – генератор идеалов, идей, всего великого в мире людей, - вопреки расхожему представлению о «мудрости жизни».



Tags: давайте обсудим, общество, точка зрения, философия жизни
Subscribe

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…