Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Categories:

Мир духов и рациональность

Недавно набрал в поиске слово «ангел» и был удивлен тем, что пользователи, предоставляя свои видеозаписи, предлагают «посмотреть» на ангелов, как они являются в наш мир. Я предлагаю задуматься над тем, сколь серьезно, а  не в расхоже-«мистическом» смысле способны мы, современные люди, воспринимать эти представления, имеющие свои истоки еще в язычестве.

Ангелы ассоциируются у нас с чем-то возвышенным, добрым и светлым. Ангелов принято считать самыми высшими творениями Бога. Ветхозаветный Бог говорил через ангелов, а после рождения Христа – через Него, вознесенного выше всех ангелов. Но являются ли ангелы творениями в том же смысле, в каком и люди? С подобных вопросов, которые, в принципе, могут возникнуть у любого человека, начинаются попытки рационального понимания столь, казалось бы, эзотерической сферы. В отличие от представителей древних эпох, для которых представления об ангелах, скорее всего, были вполне естественными, современному образованному человеку сложно принять эти представления как данность.

Тем не менее, существует немало примеров философско-рациональных рассуждений об ангелах. Например, знаменитый «Трактат об ангелах» Фомы Аквинского. В этом тексте содержится рациональная аргументация в пользу положения о нетленности ангелов. В частности, Фома Аквинский полагал, что «у ангелов нет естественно соединенных с ними тел» , однако «они время от времени воспринимают тела» , являясь людям. А вот ответ Фомы Аквинского на вопрос о том, занимает ли ангел место в пространстве: «… об ангеле говорится как о находящемся в телесном месте в смысле приложения ангельской силы… Поэтому нелепо говорить, что ангел соразмерен месту или что он занимает пространство в смысле протяженности…» . Эти и множество других суждений позволяют, не прибегая к пресловутому «иррационализму» и сохраняя позиции здравого смысла, некоторым образом осознать принципиально иную, чем все, что доступно чувствам, природу - ангелов.

Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в своих лекциях, названных «Философия откровения», посвятил теме ангелов целую лекцию.  В интерпретации Шеллинга ангелы являются чистыми потенциями, чистыми возможностями , - не какими-то аллегориями, но – действительными потенциями, каковые могут быть и злыми, и благими: «Подобно тому как злой дух неотступно призывает человека, чтобы тот помог ему обрести бытие, и как только человек дает место хотя бы одной возможности, всегда умеет предоставить новые, добрый дух также неотступно следует за ним, и поэтому каждый человек в этой жизни, как учат жители Востока и особенно евреи, находится как раз между своим добрым и злым ангелами…» . «Любой ангел представляет собой потенцию – идею – определенной твари или индивида (поэтому и народы, рассматриваемые как индивиды, имеют своего ангела, своего духа). Отношение, которое человек сохраняет со своим добрым ангелом, представляет собой неповторимую связь, сохраняющуюся даже тогда, когда он отчуждается от Бога. Поэтому добрые ангелы называются Божьими посланниками» .

Небывалый интерес к миру духов возник в Европе и России 18-19 веков под влиянием текстов Э. Сведенборга. Я приведу рассуждения знаменитого оппонента Э. Сведенборга – И. Канта: «… вся жизнь, собственно, лишь умопостигаема… она вовсе не подвержена изменениям во времени и не начинается рождением, и не заканчивается смертью… земная жизнь есть только явление, т.е. чувственное представление о чисто духовной жизни и… весь чувственно воспринимаемый мир есть лишь образ, который мерещится нашему теперешнему способу познания и, подобно сновидению, не имеет сам по себе никакой объективной реальности… если бы мы созерцали вещи и самих себя так, как они существуют, мы увидели бы, что находимся в мире духовных существ…» .

Впрочем, в видениях Сведенборга ангелы выглядели предельно антропоморфно, он подробно описал даже их жилища. (В потустороннем мире, описываемом Сведенборгом как данное ему видение, присутствует та же реальность, что и в мире земном – люди, вещи, дома, местности, и человек не сразу осознает тот факт, что больше уже не существует в земном виде). Однако сам Сведенборг подчеркивал, что ангелов человек видит не посредством физического зрения, но – посредством зрения духовного. Видение – чувственный феномен, но оно интерпретируется в том или ином смысле, - научно-рациональном, мистическом, эстетическом и т. д. Для мистика очевидна двойственная природа вещей, соответствие между предметами мира природного, феноменального и мира духовного. Поэтому мистик то же самое видит иначе, чем ученый или, скажем, обыватель.

В «Дневнике писателя» Ф. Достоевский поместил заметку о спиритических сеансах в С.- Петербурге. Несмотря на внешне ироничный тон, в конце этой заметки Достоевский вполне серьезно говорит о возможном положительном влиянии этого учения, имея в виду не расхожий его смысл, не взаимную нетерпимость и насмешки, а духовное содержание этого учения. Старец Зосима у Достоевского говорит: «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных».

Скажут: все это только литература и поэзия. Но существует ли возможность создания такого языка, который не был бы ни чисто философско-поэтическим, ни чисто научным, - языка, на котором можно было бы сразу говорить и о Боге, ангелах, и о фундаментальных основаниях мира? Так или иначе, такой язык существовал в древней мифологии, а также в пантеистических теориях. Можно привести и другие примеры. Но каким мог бы быть этот язык в 21 веке, существует ли сейчас возможность гармонии веры и разума?
Tags: давайте обсудим, искусство, мое мнение, религия, философия жизни
Subscribe

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…