Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Category:

Простой квадрат, а сколько смыслов...

Недавно прочитал материал Анны Толстовой в "Коммерсанте" "Форма, поглотившая суету" о Казимире Малевиче. Этот материал подтолкнул меня к раздумьям о том, почему именно «Чёрный квадрат» кисти Малевича стал знаковым для абстрактного искусства, а не, скажем, его же «Чёрный квадрат и красный квадрат».
Впрочем, цвета и абстрактные фигуры - тема творчества также и Василя Кандинского, Пита Мондриана, Пьеро Мандзони, Ива Кляйна. Речь же у меня будет идти не столько о картине Малевича, сколько о её восприятии и понимании.

Малевич был, прежде всего, профессиональным художником и писал в разных манерах. У него был кубистический период, когда Малевич испытывал влияние Пикассо. А также, например, период своего рода примитивизма, когда художник изображал мир русской деревни.

«Чёрный квадрат» появился на выставке «0.10» в 1915 году с серией супрематических картин. К этой выставке был выпущен манифест супрематизма, где Малевич писал:
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение… Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства, и искусство идёт к самоцели – творчеству, к господству над формами натуры».

Следует задать себе вопрос: как мы воспринимаем произведение искусства, в частности, произведение визуальное? Что мы ожидаем от него, что мы хотим увидеть? Придерживаемся ли мы школьной точки зрения, согласно которой искусство непременно должно подражать природе? Мы ожидаем от искусства определённого правдоподобия. А часто даже не столько этого правдоподобия, сколько идеализации, нередко в искусстве хотят видеть совершенные природные формы. В общем, речь, так или иначе, идёт об идеализированных картинах природы, в которых хотят видеть, к тому же, выражение вполне привычных движений души: радости, тревоги, меланхолии, душевной гармонии.

Но что такое чёрный квадрат на картине Малевича – знак или образ? Невозможно установить какой-то определённый образный смысл. И следует ли непременно искать здесь смысл? В принципе, мы ведь можем наслаждаться красотой орнамента, не задумываясь ни о каком смысле этого изображения, даже если бы он там и был. В таком случае орнамент не изображает ничего, кроме самого себя.

Но почему мы не можем так, чисто эстетически, любоваться чёрным квадратом? Слишком простая форма и всего два предельных цвета. Но, может быть, современный человек утратил опыт наслаждения простейшей геометрической, пластической и цветовой гармонией? Простое, если его не отвергать сходу, каким-то парадоксальным образом становится сложным не только для понимания, но и для восприятия, в частности, эстетического. Мы привыкли к сложному, технически изощрённому даже тогда, когда мы мыслим. Мы привыкли – и в искусстве тоже – к роскоши и украшению.

Попробуем применить к обсуждаемой теме классическое аристотелевское объяснение мимесиса – подражания и образотворечества в искусстве:
«… на что нам неприятно смотреть [в действительности], на то мы с удовольствием смотрим в самых точных изображениях, например на облики гнуснейших животных и на трупы» («Поэтика», 1448 b).

Когда Аристотель говорит также о том, что радость изображение доставляет, поскольку созерцающий его узнаёт нечто, что он видел прежде, то это узнаваемое он никак не конкретизирует. Оно, по-видимому, может быть и чем-то интеллектуальным, и эмпирически реальным, а также чем-то, явившимся во сне, в фантазиях. Детальная похожесть здесь не так важна, но даже и она, как в случае с изображением чего-то отвратительного, доставляет удовольствие.

Тогда, возможно, при виде картины Малевича должен узнаваться не квадрат, а то, чему он подражает, то, что зритель уже когда-то видел. Тогда квадрат на картине – словно ребёнок, который, играя в переодевание, огорчится, если мы не примем его за того, в кого он переоделся. Ребёнок обрадуется, если мы узнаем не его, а то, чему он подражает.
Я не считаю такое прочтение «Чёрного квадрата» принципиально верным, но не вижу оснований его не допускать. Тогда, если следовать общему ходу мысли Аристотеля, мы узнаем в этом квадрате и самих себя. Те формы, в которых мы уже освоились в мире, нашу способность к символическому мышлению и нечто, по-видимости чуждое нам, но, возможно, исконно близкое.

Известна общепризнанная трактовка возможного смысла надписей на храме Аполлона в Дельфах: gnothi sayton – «узнай [во всём] самого себя» и однобуквенной надписи E (читаемой как ei) – «[это ты] есть». «Это ты» - напоминает и древнеиндийскую формулу tad tvam asi: ты в каком-то смысле есть то, на что устремлён твой дух, но эта твоя сущность пока от тебя скрыта.
Для меня несомненно, что «Чёрный квадрат», точнее, само изображение на холсте – некий маленький, но цельный, упорядоченный мир – микрокосмос. Он – уникален, неповторим и открывается нам, в том числе и тогда, когда мы намеренно придаём ему смыслы.

Попробую обозначить ряд этих смыслов, ряд, который может быть продолжен читателями этого поста.

1. Картины авангардистов, да и не только их, невозможно понимать просто в качестве музейного экспоната, который должен привлечь внимание зрителя и побудить его к эстетическому наслаждению. Эти картины прямо указывают нам на те культурные, духовные изменения, в которых они возникли и которые поставили под подозрение традиционное классическое искусство.
2. Художественное творчество как эксперимент, не претендующий на создание шедевров.
3. Художник не стремится непременно выразить в своей картине ни свои, ни чьи-либо переживания. Его картина завершена в себе, к ней нечего прибавить.
4. Одно из общепринятых среди искусствоведов и философов положение: «Чёрный квадрат» - итог символического мышления в европейской культуре, переход от символа к самобытному знаку.
5. «Чёрный квадрат», как и другие супрематические, то есть предельные картины, воплощали идею «отрыва от шара Земли», преодоления земного притяжения. В подобных картинах нет «верха» и «низа», эти формы свободно парят в пространстве.
6. Эти изображения отчуждены от плотского и предметного, приглашая зрителя к духовному созерцанию. В литературе стало общим местом называть «Чёрный квадрат» «голой иконой», если под иконой понимать выражение духовной сущности, архетипа.
7. Где-то в искусствоведческой литературе мне попалось высказывание о том, что квадрат для представителей такого направления авангарда, как неопластицизм, означал то же, что крест для ранних христиан.
8. «Чёрный квадрат» намекает на беспредметную сущность мира, не имеющую отношения к утилитарности.
9. Контрастные цвета, предельно символически нагруженные, приведены к спокойной гармонии.
10. Близость «Чёрного квадрата» первобытному орнаментальному искусству, о котором сам Малевич говорил как о супрематическом.
11. Картина Малевича, как и многие произведения авангарда и модернизма, требуют определённого сотрудничества зрителей. В этом смысле они не предлагают нам комфортное и иногда усыпляющее наслаждение.
12. Эта картина, как и другие геометрические абстракции, отсылает к пифагорейско-платоновской традиции геометрических первоидей, которые душа «вспоминает» (что осознавали Малевич, Кандинский, Мондриан).
13. Объект, изображённый на картине Малевича, обладает, как платоновская идея, поразительной независимостью по отношению к субъективности взглядов и интерпретаций.

Ну, или, как итог: в конце концов, «Чёрный квадрат», как и все подлинные произведения искусства, способен не нуждаться в комментарии.
Согласитесь со мной?

Tags: для настроения, искусство, мое мнение, точка зрения
Subscribe

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

    День Победы в Великой Отечественной войне – поистине всенародный праздник, всегда торжественный и волнующий. В этот день мы отдаём дань…