Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Categories:

Искусственный разум или становимся ли мы роботами?

Недавно в журнале прочитал интересную статью «Чувство алгоритма» философа Сьюзен Андерсон, в которой она размышляет о нравственных роботах и отношении к ним людей.
Несмотря на то, что мы уже используем роботов в разных сферах, все нравственные проблемы, связанные с ними, волнуют в основном только теоретиков, но вполне возможно, что в скором времени они встанут и перед нами всеми.

На мой взгляд, одна из наиболее интересных проблем – это создание искусственного интеллекта и искусственной личности. Более 60-ти лет назад была издана знаменитая статья английского математика и логика Алана М.Тьюринга «Вычислительные машины и интеллект». Именно она стала началом философии искусственного интеллекта. Тьюринг полагал, что в будущем компьютеры будут соперничать с людьми во всех интеллектуальных областях. Сейчас эти предположения уже не кажутся настолько фантастичными.

Безусловно, на сегодняшний день этика в отношениях робота и человека представляется пока что проблемой из сферы фантастики, но вполне возможно, что в скором времени она станет вполне реальной. Экземпляры современных роботов далеко не всегда похожи на созданный научной фантастикой образ робота, весьма неуклюже и прямолинейно имитирующего человеческие движения и мысли. Более того, робот, в принципе, может имитировать эмоции человека.
Тогда мы, люди, будем воспринимать этих роботов так, как будто они есть некие одушевленные, живые существа, некие «Я». Здесь вспоминается фильм Стивена Спилберга «Искусственный разум»: если страдания робота смоделированы, то этично ли было бы для человека сознательно ему их причинять?

Я считаю, что этот фильм совсем не роботах, а о людях, этот фильм, как и вообще дискутируемая в науке проблематика искусственного интеллекта и искусственной личности, ставят вполне реальную проблему человеческого «Я».

Сейчас, например, высказываются идеи о возможности моделирования роботам чего-то подобного подсознанию, аморфное содержание которого будет «сублимироваться» в идеи, образы, символы. Высказываются и идеи возможного носителя «Я» на генном и даже квантовом уровне. Но ведь тогда, найдя этот носитель, можно было бы создавать новые «Я», причем необязательно реализованные в человеческом теле?
Но что такое человеческое «Я»? Многие философы пытались дать ответ на этот вопрос. Но возможен ли ответ в принципе? «Я», как монада Лейбница, как единственная в мире, в пространстве и времени, точка, совершенно уникально. Но как оно существует? Так ли уж достоверно наше «Я» для нашего сознания? И почему оно должно быть более достоверным, чем «Я» других?

Компьютерные модели сознания, включающие самоконтроль, самокоррекцию, это всего лишь подобие сознания, им не хватает собственной позиции, бытия в собственном мире, - эти модели, несомненно, имеют все же большую познавательную ценность.
Подобные исследования интересны тем, что позволяют открыть то механическое, что присутствует в сознании человека и, возможно, в его личности, не исключая смыслы, ценности, нормы, а с другой стороны, возможно, нечто духовное, существующее вне сознания человека. Может ли творить компьютер художественные, философские произведения? Если удастся сделать это компьютеру, нам, возможно, станет понятнее природа творчества.

Несмотря на ставшую традиционной критику дуализма Декарта, который радикально разделял две субстанции – телесную и духовную, что вело к невозможности объяснения их взаимодействия в человеке. Концепция Декарта представляется мне более адекватной с точки зрения современных поисков возможности уменьшения ментального к физиологическому. Возможно, интеллект человека устроен так, что человек с его помощью просто неспособен рационально понять свое сознание и свое «Я».
Специалистами по искусственному интеллекту высказываются идеи, согласно которым роботы будут, как мы, но не будут одними из нас, то есть личностями. Но ведь и человек – тоже в каком-то смысле компьютер и даже нечто механическое, машина, но человек все же становится личностью. Возможно, именно это и говорят нам сказка о Пиноккио и история о мальчике-роботе в фильме Спилберга.

Почему для меня этот вопрос является столь важным? Когда-то прочитал, что самые часто отправляемые смс от мужчин «Целую. Люблю», что у женщин я уже не помню, но суть не в этом, испытывают ли авторы этих смс какие-то чувства, или это уже просто автоматика?
Есть ли ответ на вопрос: «Когда мы симулируем эти чувства, а когда проявляем?». Безусловно, фильм «Искусственный разум» Стивена Спилберга уже несколько устарел, но тот смысл и идеи, которые в нем переданы, очень современны. Очень рекомендую всем его посмотреть и задуматься, кто мы в каких-то своих поступках, эмоциях.

Tags: давайте обсудим, искусство, мое мнение, общество, философия жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments