Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Category:

Может ли вера в чудеса стать основой веры в Бога?

Сегодня мне очень захотелось вспомнить старый текст о том, что такое чудеса и какую роль они играют в нашей жизни. А ведь и правда,тема чудес в нашей жизни мало кого способна оставить равнодушным. Я очень часто по этому поводу дискутирую с коллегами. И во время дискуссии, которая, как правило, приобретает эмоциональный характер, очень сложно выразить свою позицию. Основной аргумент моих оппонентов в пользу веры в чудеса был таков: иерархи церкви же признают чудеса, их выставляют на всеобщее обозрение и всячески культивируют.

На мой взгляд, как раз иерархи церкви чудес не признают и к ним относятся очень настороженно. Но они ничего не могут поделать с желанием паствы видеть эти чудеса. И они вынуждены с этим считаться.
Я не являюсь ни теологом, ни духовным лицом, но такая жажда чудес, как мне кажется, несколько девальвирует христианство. Во всяком случае, в моих глазах. Хотел бы свою философскую позицию по этому поводу выразить подробнее.

С детских лет религия связана для человека с чудесами, волшебством, чем-то необычайно ярким и впечатляющим. Это естественно и может быть понято как выражение того духовного подъёма, который даёт религиозная вера. (Наша отечественная церковная литература полна сказаниями о чудесах. Как важно исторически, герменевтически грамотно её воспринимать!). Но, к сожалению, в силу многих причин этот детский опыт религии нередко сохраняется и у взрослых людей. И тогда он встаёт на пути духовной веры и погружает человека в те чувственные и духовные прелести, которые пленяют и затмевают человеческий дух и обращают его вспять, к языческим временам.

Вопрос об отношении между чудесами, точнее, верой в чудеса и религиозной верой является для меня далеко не только умозрительным. Я сталкивался с такими проявлениями крайнего суеверия, которые вызывали у меня резко негативные эмоциональные реакции. Но мне хотелось бы уйти от эмоциональных оценок и обратиться к рассуждениям чисто рационального, философского характера, поскольку, как я полагаю, понимание (а вовсе не риторика) принципиально важно в вопросах религиозной веры.
Известно, что земная жизнь Иисуса сопровождалась вмешательством небесных сил, его рождение и преображение, прежде всего. Однако не стоит забывать, что Сын Божий всегда остаётся при этом человеком, не теряя этого своего образа. В этой связи я хочу процитировать Гегеля, который недвусмысленно высказывался об отношении между чудом и Божеством:

«Чудо – это выражение наиболее далёкого от божественности господства над мёртвым; не свободный союз родственных сущностей и создание новых, а господство духа, который есть дух лишь постольку, поскольку у него нет ничего общего с телом, и тела, которое есть тело потому, что у него нет ничего общего с духом».

Идея Бога в христианстве включает идею единения духа и тела, но тогда чудеса оказываются проявлением как раз простой силы, мощи, когда дух и тело только противоположны и связаны друг с другом внешним и жёстким образом. Действие Божества в христианстве понимается как восстановление единства духа и тела, тогда как чудеса выражают их как совершенно чуждые друг другу начала. Чудеса не возвышают человека до сферы божественного, а, наоборот, резко и отчётливо проводят границу между земным и небесным. Ведь простое противопоставление просветлённого Иисуса, ставшего Богом, Иисусу земному не соответствует глубочайшему христианскому религиозному чувству, которое ищет умиротворения не от разделения, а от соединения небесного и земного.

В рассуждениях по поводу отношения чудес и религиозной веры можно высказать также одно соображение герменевтического характера.
Известно, что формы мышления и мировосприятия древних людей в некоторых своих аспектах значительно отличаются от мировосприятия и мышления людей, сформировавшихся в эпоху господства науки и рациональных форм мышления. Известно, что в восприятии древних людей отсутствовала чёткая граница между мифологическим, поэтическим и действительным. Чудеса, воспринятые этими людьми, интерпретировались именно их разумом и именно так были восприняты традицией, которая должна быть понята, осмыслена и именно в таком, осмысленном, виде способствовать религиозной вере.
Содержание религиозного учения человек может постичь посредством авторитета, проповеди, свидетельства, чуда, - всё это может способствовать вере, но всё же само по себе не даёт её человеку. Сам Христос порицал иудеев за то, что они требовали от него чуда:
«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» .
«Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

В Галилее Иисус говорит с явным укором желающим чуда:
«… вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».

Иисус также говорит
«Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Конечно, вера в чудеса не может быть необходимым основанием религиозной веры, которая имеет исключительно духовное содержание. При внимательном отношении к учению Христа становится очевидным, что именно дух Он полагает основой религиозного опыта. (Кстати, самые язвительные насмешки Вольтера направлены против такого внешне-чудесного понимания религиозной веры).
Действительно, чудо – это всегда нечто чувственно воспринимаемое, являющееся единственным аргументом только для людей, доверяющих, прежде всего, чувственной сфере – видимому, слышимому, осязаемому и т. д.. Но Бог, как дух, является и иначе, то есть в духовной сфере человека, в интимной сфере его самосознания. Поэтому, если можно говорить о некоем человеческом прогрессе в сфере познания Бога, то чудеса человеку, в конце концов, следует принимать во внимание лишь в минимальной степени, а то и вовсе оставить их в стороне, доверяясь лишь тому, что издавна названо свидетельством духа.
Чудо возникает тогда, когда Бог является в мире единичным образом, в определённом месте и в определённое время. Но таких чудес в христианстве, в общем-то, не так уж много, и они имели ту или иную цель, но никогда не были сутью проявления Бога в мире.

Вера в то, что Иисус Христос был Сын Божий, не может основываться на чувственных фактах, поскольку речь идёт о сверхчувственном. Этому сверхчувственному содержанию не может быть адекватно нечто чувственное, первое не может быть удостоверено вторым. Поэтому, для истинной веры чувственные явления не имеют, по сути, никакого значения.

Эти мои явно нериторические рассуждения я закончу цитатой из «Братьев Карамазовых» Достоевского, которая напрашивается здесь сама собой. Достоевский говорит устами Ивана Карамазова:
«Так ли создана природа человеческая, чтоб отвергнуть чудо и в такие страшные моменты жизни, моменты самых страшных основных и мучительных душевных вопросов своих оставаться лишь со свободным решением сердца? […] Ты не сошёл со креста, когда кричали Тебе, издеваясь и дразня Тебя: «Сойди со креста и уверуем, что это Ты». Ты не сошёл потому, что опять-таки не захотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной. Жаждал свободной любви, а не рабских восторгов невольника пред могуществом, раз навсегда его ужаснувшим».
Tags: давайте обсудим, мое мнение, религия
Subscribe

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • Когда жизнь семьи становится достоянием общественности

    Как известно, чем популярнее человек, тем больше внимания к его личной жизни и к его семье. Многим удается скрыть от любопытной общественности…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • День памяти

    Сегодня 22 июня – день памяти и скорби в России. И не надо объяснять никому, почему это так. Война, несмотря на то, что 74 года прошло с ее…

  • Память о войне

    Прошло уже несколько дней после самого большого праздника в этом году - Дня Победы. Радость и чувство благодарности старшему поколению сочетаются с…

  • Когда жизнь семьи становится достоянием общественности

    Как известно, чем популярнее человек, тем больше внимания к его личной жизни и к его семье. Многим удается скрыть от любопытной общественности…