Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Category:

«Благотворительность – вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом»

Вот уже второй год подряд 5 сентября, в годовщину смерти матери Терезы, отмечается Международный день благотворительности. Сегодня я хочу порассуждать на эту тему. Недавно, перечитывая по настроению «Исторические портреты» В.О. Ключевского, по-новому прочел и его мысли о благотворительности. 6481c5e14026 Сама первая фраза: «Благотворительность – вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом» сразу заставила задуматься. Очень емко выражена здесь и простота, и сложность – творить благо означает делать добро ближнему, а вот как именно – тут сколько людей, столько и мнений.

Мы не можем – даже, если хотим – отгородиться от мира вокруг и его проблем. Не можем потому, что проблем всегда слишком много и они просто бросаются в глаза. От сознания своего равнодушия к беде мало кому станет хорошо. Для меня очевидной является эгоистическая, в конечном счете, (парадоксально это или нет?) суть благотворительности: ведь делая добро кому-то, чувствуя это, мы делаем добро прежде всего себе. При этом опять-таки прав Ключевский: « Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна и даже опасна, когда он может злоупотребить ею».

А дальше можно долго рассуждать о пользе и вреде милостыни (хотя по православным канонам здесь и двух мнений быть не может), можно спорить о поддержке или разложении души даровыми деньгами и пособиями. Не наше время начало этот спор, не нам его и кончать. История благотворительности на Руси, наверное, столь же длинна, как и наша история вообще. Всегда это было дело отдельных людей, души каждого – вне зависимости от бедности или богатства. Века с 17-го к этому все активнее подключаются государство и церковь, пытаясь как-то помасштабнее организовать поддержку нищих, больных, старых и упорядочить эту сферу. Кстати, только что прошла Великая Смута, и церковно-государственная благотворительность была жестко поставлена перед новой необходимостью – охранительной, поскольку разношерстная среда нищих и убогих еще как может быть опасной для стабильности и порядка в стране. И вот уже патриарх Никон, разжигая раскол своими церковными реформами, одновременно учреждает «нищепитательницы» для призрения больных и несчастных, а с 1670 г. строительство богаделен считается и делом государства. В это же время появляются и первые проекты коллективной помощи: так, в «Слове о приютах» середины 17 в. задумывалось создать специальное общество милосердия, где одни ходили бы по домам и выявляли действительно самых нуждающихся, а другие бы (для подстраховки от коррупции?) занимались распределением пособий. Проект остался проектом, но он был.

При том полунищенском уровне жизни, который являлся хроническим для большинства в России, хронической не могла не стать и проблема помощи любыми путями и средствами, частными, церковными, государственными – без разницы. Спасали других – спасали больше всего себя, не забывая завещать деньги на помин души тем же нищим и убогим, поддерживая и умножая их количество. Петр Первый и здесь попробовал навести порядок, запретив 30 ноября 1691 г. с угрозами и штрафами раздавать милостыню «абы кому», ему же принадлежит и очень правильная инициатива, на мой взгляд, - не просто «призревать», но давать работу тем, кто может, обучать их какой-либо профессии. Но по большому счету, окрик Петра ничего не изменил. Именно нищелюбие в православном сознании всегда расценивалось как проявление христианского милосердия, как выражение любви к ближнему. «Нищепитательница» - так обращались к самой Богородице в молитвенном каноне. Была ли еще на земле страна, где нищенство считалось не бременем, не бедой для общества, но средством воспитания успешных, орудием их духовного спасения? И тем самым необходимым?!

Опять-таки и об этом можно долго спорить. Но что будет, если действительно каждый из нас и пусть каждый на свой лад не пройдет мимо чужой беды?
Tags: благотворительность, давайте обсудим, мое мнение
Subscribe

  • "Roman Avdeev: Moscow’s most unlikely billionaire"

    Недавно я дал интервью изданию "Euromoney". Получилась довольно интересная беседа, обсудили большой спектр вопросов - от бизнеса до…

  • Нужен ли нам сегодня культ гениев?

    Что означает сейчас это когда-то таинственное, а ныне стершееся понятие – « гений»? Нужен ли нам сегодня культ…

  • Доказал ли Кант бытия Бога?

    «Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments