Роман Авдеев (avdeev_roman) wrote,
Роман Авдеев
avdeev_roman

Category:

Ирония Сократа - 2


От разговоров о мировой экономике, курсах валют и состоянии фондовых рынков никуда не деться, но сегодня хотелось бы вернуться к темам более фундаментальным. Во всяком случае, для меня. И это очень полезно сделать в компании с Сократом.

Ставлю чисто философский вопрос: что такое знание? Я задаю его, конечно, не с целью дать ответ, а с целью уловить нечто такое, что нам хотелось бы называть знанием. Представьте себя студентом-первокурсником в наипрестижнейшем университете, и первую лекцию вам читает какой-нибудь знаменитый профессор или академик. Вы наивно верите, что всё это как-то само по себе способствует передаче знаний. На этот счёт Сократ, впрочем, как и один из его собеседников, высказывался весьма иронично. Хозяин дома, где происходит застолье, Агафон, увидев Сократа, говорит:

 « - Сюда, Сократ, располагайся рядом со мной, чтобы и мне досталась доля той мудрости, которая осенила тебя… 
- Хорошо было бы, Агафон, - отвечал Сократ, садясь, - если бы мудрость имела бы свойство перетекать, как только мы прикоснёмся друг к другу, из того, кто полон ею, к тому, кто пуст, как перетекает вода по шерстяной нитке из полного сосуда в пустой. Если и с мудростью дело обстоит так же, я очень высоко ценю соседство с тобой: я думаю, что ты до краёв наполнишь меня великолепнейшей мудростью».

 Согласно Сократу, знание должно родиться и созреть в сознании человека, но оно не может быть передано в готовом виде - ни в устной, ни в письменной форме. Для Сократа, по-видимому, важна даже не какая-то истина сама по себе, не знание, сформулированное в виде ряда положений, догматов. Да и вообще, можно ли знание как таковое выразить в вербальной форме? В центре внимания оказывается не только знание, но и человек, открывающий, применяющий его, им владеющий. Знание в беседах Сократа часто связано с тем, что человек должен поставить под сомнение свой образ жизни, привычные ценности и измерить их более высокими критериями. Всё это мы традиционно называем пробуждением и развитием самосознания.
 

 

Вспомним знаменитые положения Сократа: никто не совершает зла по собственной воле; добродетель тождественна знанию. Согласитесь, чуть ли не сверхъестественная вера в человека. Эти положения вызывали возражения уже в античной философии. Однако у Сократа речь, очевидно, идёт о тех (высших) возможностях человека, которые призвана открыть философия.

Образ жизни Сократа и его добровольное согласие на смертную казнь, о чём говорится у Платона в «Апологии Сократа», - явное тому подтверждение. Принятые, утверждённые и действующие законы государства Сократ считает непререкаемыми, даже если они в каком-то смысле несправедливы. Здесь хочется поспорить, но послушаем Сократа. В диалоге Платона «Критон» Сократ аргументирует своё желание остаться в городе и принять смертную казнь идеей справедливости: нарушение Законов есть несправедливость, а значит, зло, но не должно добровольно нарушать справедливость, то есть воздавать несправедливостью за несправедливость, злом за зло. В другом диалоге Сократ говорит об этом так:

«… раз уж афиняне почли за лучшее меня осудить, я в свою очередь счёл за лучшее сидеть здесь, счёл более справедливым остаться на месте и понести то наказание, какое они назначат. Да, клянусь собакой, эти жилы и эти кости уже давно, я думаю, были бы где-нибудь в Мегарах или в Беотии, увлечённые ложным мнением о лучшем, если бы я не признал более справедливым и более прекрасным не бежать и не скрываться, но принять любое наказание, какое бы ни назначило мне государство».

 Справедливость для Сократа явно является абсолютной ценностью, то есть тем, чем ни при каких обстоятельствах нельзя жертвовать. То, что я сейчас скажу, давайте отнесём только к игре воображения. И тем не менее. Мы говорим сейчас об абсолютных ценностях, но не в абстрактном, а в предельно конкретно-жизненном смысле. Сократ доказал, что справедливость является для него подлинной (точнее, абсолютной) ценностью тем, что принёс в жертву собственную жизнь.

Интересно, как бы современные профессора философии отреагировали, скажем, на ответ студента на экзамене на вопрос об абсолютных ценностях, если бы он сказал, что ценность является для человека абсолютной, если он готов пожертвовать ради неё своей жизнью? Тут же мы увидим, что то, за что цепляемся как невероятно значимое для нас, таковым вовсе, может быть, и не является. Но как узнать, на что мы способны как духовные существа, потенциально превосходящие природу? Здесь я перестаю дилетантски «философствовать» и уступаю место Иммануилу Канту. Цитата, которую я вспомнил и отыскал, по-моему, великолепно иллюстрирует философскую, то есть жизненную позицию Сократа:

«Предположим, что кто-то утверждает о своей сладострастной склонности, будто она, если этому человеку встречается любимый предмет и подходящий случай для этого, совершенно непреодолима для него; но если бы поставить виселицу перед домом, где ему представляется этот случай, чтобы повесить его после удовлетворения его похоти, разве он и тогда не преодолел бы своей склонности? Не надо долго гадать, какой бы он дал ответ. Но спросите его, если бы его государь под угрозой немедленной казни через повешение заставил его дать ложное показание против честного человека, которого тот под вымышленными предлогами охотно погубил бы, считал бы он и тогда возможным, как бы ни была велика его любовь к жизни, преодолеть эту склонность? Сделал ли бы он это или нет, - этого он, быть может, сам не осмелился бы утверждать; но он должен согласиться, не раздумывая, что это для него возможно».

 Проще, конечно, ради спасения собственной жизни отказаться пусть даже от очень сильных склонностей, но преодоление склонности к жизни (не бездумное, а вполне осознанное) ради определённых разумных оснований, заставляет этого человека признать, даже ощутить в себе духовные принципы его бытия.

Сократ говорит, что он жертвует своей жизнью ради повиновения Законам полиса, которые внушают ему, что его бегство из тюрьмы было бы несправедливостью по отношению к Афинам. Желая изменить Законы, а также принципы жизни афинян, Сократ, тем не менее, Законам повинуется, не предавая своих сограждан, не противопоставляя себя им, как истину заблуждению, не отстраняясь от повседневности, как это нередко делают разного рода «миссионеры», следуя, тем самым, идее справедливости и своим поступком доказывая афинянам истинность своей философии.

По-моему, очень ценный для нас урок.

Сократ, конечно, не был «философом» в современном смысле слова. Но для всей западной философии Сократ стал своего рода идеалом, поскольку жизнь и философия для него нераздельны.

«Большинство людей воображают, будто философия состоит в том, чтобы произносить речи с кафедры или заниматься толкованием книг. Они не замечают той повседневной философии, что сообразно своей истинной природе постоянно присутствует в наших делах и поступках… Сократ не усаживал слушателей рядами, не восседал в преподавательском кресле, у него не было установленных часов для бесед или прогулок со своими учениками. Но даже когда он шутил или когда пил в их компании, когда он разделял с ними тяготы военных походов, когда разгуливал с ними по рыночной площади, когда, наконец, превратился он в узника, и пришлось ему испить смертельную чашу, - он беспрестанно философствовал. Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком месте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, обыденная жизнь неизменно доставляет нам повод философствовать».

Пожалуй, лучше не скажешь.))

 


Tags: мне нравится, философия жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments