Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

what say?

Восприятие: и целого мира мало.

Сегодня Всемирный день философии. Хотя, конечно, себя к профессиональным философам я причислить не могу, потому что занимаюсь не только этим, но в такой день мне тоже хочется немного пофилософствовать. Надеюсь, получится без занудства.)

Наверное, мало кто будет спорить с тем, что весь наш современный мир становится миром воображения. И это не удивительно, ведь даже у совсем маленьких детей мы стараемся развивать именно эту способность. Я не отрицаю важности воображения в воспитании, но придерживаюсь той точки зрения, что воображение – это инструмент для развития восприятия. И никак иначе.
Но многие, к сожалению, то ли не осознают, то ли не концентрируются на этой разнице, а мне кажется, что для нашего понимания и существования в этом мире это имеет значение.
 
На рассуждения такого порядка меня натолкнул пост о вере в чудеса и вере в Бога. Он вызвал буквально целый шквал эмоций. Мне показалось, что многие читатели блога не разделяют такие понятия как восприятие и воображение, когда рассуждают о чудесах, а это очень важно.
И прежде чем написать пост об обращении в христианство апостола Павла, я хотел бы поднять тему восприятия и воображения и более четко разделить эти понятия в концептуальном плане.

Многие читатели блога, как мне кажется, когда говорят о чудесах, как преддверии веры в Бога, исходят из того, что нам Бог дается в воображении. Но моя позиция заключается в том, что нам Бог дается в восприятии!

И еще я хотел бы заметить, что сами чудеса, на мой взгляд, не являются ересью. А ересью является желание чудес.

Исходя из этих тезисов, мне бы хотелось  высказать свое понимание восприятия более предметно.



Collapse )

philosophical outlook on life

Непостижимые японцы.

На этой неделе в Японии отмечали День культуры. Славный праздник, нам бы такой.))

Под настроение достал с полки книжечку японского поэта Мацуо Басе. Зачитался.
Вообще, я в Япония лично не был, но мне она представляется загадочной и  непостижимой  страной, где все подчинено законам красоты и гармонии. Мне кажется, японцы обладают редким талантом превращать любую сторону жизни в искусство. Они умеют смотреть “внутрь” себя и вещей.

Японская кухня - самая необычная по способу ее подачи и неожиданная в подборе ингредиентов. И хотя самая древняя фигурка из бумаги была сделана в Испании, искусство оригами стало популярным во всем мире благодаря Японии.
Японцы ищут и находят связи и смысловые связки во всем, что их окружает. Живут по Фэн-Шуй. Цвет, форма, объект - все важно, все несет в себе свою космическую вибрацию:

“Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя”.





Эти три строки Мацуо Басе написал еще в 17 веке. В своих хайку он достигал особой выразительности. Вообще, искусство писать хайку - это способность поэта облечь свои эмоции в сверх лаконичную форму: всего несколько штрихов, набросок, и читатель уже чувствует волнение, его фантазия дорисовывает картину:

"Может быть, кости мои
Выбелит ветер - он в сердце
Холодом мне дохнул”.


Collapse )





what say?

Философия вкуса.

 Хочется как-то продолжить вчерашнюю тему  и поразмышлять о вкусах, так сказать, с философской точки зрения.

Вообще, о вкусах у нас говорят часто. При этом в обществе предпочитают людей со вкусом. Но что это такое – вкус, и можно ли применительно к этому понятию говорить о каких-то общих принципах, стандартах, нормах? Ведь, как известно, «о вкусах не спорят».
Но мне кажется, что в комментариях по поводу рекламы МКБ со слоганом «Легко даю под 10 %» отчасти спорили также и о вкусах. Иными словами,  помимо аргументов «за» и «против» в своих суждениях люди высказывали и нечто такое, что аргументировать никак нельзя. Если вы воспринимаете нечто как красивое, достойное вашей высокой эстетической оценки, то никто не сможет привести аргументы против этого, которые бы разубедили вас.

«Мне нравится, это красиво» - суждение, основанное на единственной инстанции, – нашем индивидуальном чувстве удовольствия, которое никакими способами невозможно навязать другим. Действительно, посредством чувства мы можем постигать вещи, которые никак нельзя объяснить, логически аргументировать. И те мои комментарии по поводу данной рекламы (не слогана, а именно изображения), которыми я хочу сейчас по ходу дела поделиться, не смогут сделать так, чтобы высказавшимся «против» это изображение понравилось, если только они действительно руководствовались в своих суждениях собственным вкусом, а не предвзятыми мнениями. 

Collapse )
springtime

Искусство абстрактного видения.

Сегодня утром, когда шел в спортзал, невольно залюбовался тем, как солнце освещает клумбу с цветами. После дождливого вторника они смотрелись особенно красиво. Наверное, поэтому вдруг захотелось поговорить об искусстве, а если точнее, то об абстрактном искусстве.

Оно давно уже стало своего рода классикой, но все время требует своего оправдания, поскольку в понимании немалого числа людей, даже любителей классического искусства, привыкших созерцать образы, созданные Рафаэлем, Микеланджело, Дюрером, или, скажем, Серовым, Репиным, Шишкиным, «прекрасным» в искусстве является то, что так или иначе отражает красоту природы, человеческих фигур, лиц, отношений.

Всё это принято называть миметическим, то есть, подражательным искусством. Мне сразу хочется задать вопрос этому стандартному и когда-то общепринятому восприятию произведений искусства: если обыватель видит на картине цветок и если эта картина мастерски выполнена, то это для него, конечно, красиво, поскольку картина отражает красоту природных форм, но этот же обыватель любуется красотой реального цветка, но что же тогда отражает эта красота?

Конечно, она отражает гармонию, пропорцию, сочетаемую с цветом, но ведь все это – непредметная, абстрактная красота. Значит, этот обыватель все-таки наделен способностью к созерцанию абстрактной красоты, правда, посредством цветка. Но что ему мешает созерцать эту же красоту посредством произведения искусства, в котором она представлена в, так сказать, чистом виде - вне природных форм?
Collapse )
Something strange

Предрасположенность к бизнесу не гарантирует успех

Я не верю в то, что одни люди как бы по природе своей предрасположены стать успешными бизнесменами, а другие нет. И чисто математически, и чисто биологически.

Понятно, что у каждого человека глаза связаны с мозгом вполне определенным каналом. И у разных людей этот канал обладает разной пропускной способностью. Конечно, если в силу индивидуальных генетических причин  этот канал обладает лучшей пропускной способностью, то у индивида появляется больше шансов стать художником. Но гениальным художником, не имея хорошей школы, стать нельзя.

Тоже самое, но только в более яркой форме,  относится и к спортсменам. Ни для кого не секрет, что уже по форме мышц на ногах ребенка могут зачислить или не зачислить в велосекцию. То есть любой человек может научиться хорошо кататься на велосипеде, но чтобы стать чемпионом мира, ему  надо иметь какую-то предрасположенность.

Но одно дело ремесло, и другое – менеджмент. Это разные вещи. И менеджеры нужны именно в том случае, когда ресурсы ограничены. А они ограничены всегда, и всегда есть конкуренция. Как показывает практика, даже хорошим скрипачам нужны продюсеры.

Искусство менеджера заключается  именно в способности принять правильное решение из множества  возможных.  И создать какую-то ясную стратегию. Поэтому для менеджера самое главное – это стратегическое мышление. Без него не бывает успешного бизнеса.

Можно ли все просчитать и предусмотреть? Вряд ли. Компьютер всегда будет работать быстрее и  больше запоминать, но человек будет действовать  более творчески.  И в этом его сила.

Но вот переходит ли количество в качество, для меня пока так и остается  вопросом.


Rubik"s cube

Парадоксы восприятия.

На днях в Лондоне был открыт памятник Юрию Гагарину. Это скульптура под 4 метра, где он изображен в скафандре, стоя на земном шаре. Такая же установлена в подмосковных Люберцах, где первый космонавт долго тренировался.

 
Такой Гагарин простоит в Лондоне минимум 12 месяцев

 

Collapse )

 


Something strange

Искусство, как вызов. Или искусство вызова.

 Здравствуйте,

Никак не могу оставить без внимания последний всплеск эмоций в мире современного искусства. Я имею в виду  жест  арт-группы «Война» и всю ту дискуссию, которая развернулась после того, как они получили премию «Инновация».

Хочу высказать и свою точку зрения. Их арт-объект мне в принципе понравился. И знаете почему? Он вызывает эмоции. А ведь цель искусства именно в этом – вызвать эмоции, заставить задуматься и посмотреть на мир немного другими глазами.

Да, с точки зрения права - это безусловно хулиганство. Но в дискуссии вокруг этого арт-объекта меня несколько удивило другое: почему мы сразу стремимся увидеть грязь и все опошлить.

Мне вспоминается одна история. Старец с Афона со своими учениками приходит в Солоники. На улице стоят проститутки. Он говорит, посмотрите, какие красивые женщины. Все его ученики – монахи потупили взгляд: это же падшие женщины. Старец им, вы посмотрите, люди какие красивые.

Конечно, надо быть просветленным человеком, чтобы в первую очередь увидеть красоту божих творений, а не гулящих женщин. Лично я не всегда на это способен, но если постараться, то можно увидеть и то, и другое. Зачем же акцентироваться только на какой-то пошлости и грязи?

На мой взгляд, это в полной мере относится и к группе «Война». Мне кажется, никто не пытается разобраться в эмоциях этих художников, понять, что они хотели сказать. Но с удовольствием пригвоздили их к позорному столбу. 

 И еще одно замечание. Люди в раю были без фиговых листочков, и только когда они согрешили и познали грех, они стали закрываться и стесняться. Мы все-таки должны жить на светлой стороне и стремиться вверх, а не вниз.

PS.
А здесь, кстати, я привожу несколько ссылок на картины известных мастеров, которые вывешены в лучших музеях мира. Предупреждаю, кого-то они могут шокировать, поэтому открывайте с осторожностью.))

Поль Гоген - "Больше никогда", Гюстав Курбе -"Сотворение мира", Питер Пауль Рубенс - "Вакх".